Объекты синхронизации в Windows. Состояния потоков Чем семафоры отличаются от других синхронизирующих объектов


Аплет Rectangles
Исходные тексты
Описание текстов

Синхронизация потоков

Многопоточный режим работы открывает новые возможности для программистов, однако за эти возможности приходится расплачиваться усложнением процесса проектирования приложения и отладки. Основная трудность, с которой сталкиваются программисты, никогда не создававшие ранее многопоточные приложения, это синхронизация одновременно работающих потоков.

Для чего и когда она нужна?

Однопоточная программа, такая, например, как программа MS-DOS, при запуске получает в монопольное распоряжение все ресурсы компьютера. Так как в однопоточной системе существует только один процесс, он использует эти ресурсы в той последовательности, которая соответствует логике работы программы. Процессы и потоки, работающие одновременно в многопоточной системе, могут пытаться обращаться одновременно к одним и тем же ресурсам, что может привести к неправильной работе приложений.

Поясним это на простом примере.

Пусть мы создаем программу, выполняющую операции с банковским счетом. Операция снятия некоторой суммы денег со счета может происходить в следующей последовательности:

  • на первом шаге проверяется общая сумма денег, которая хранится на счету;
  • если общая сумма равна или превышает размер снимаемой суммы денег, общая сумма уменьшается на необходимую величину;
  • значение остатка записывается на текущий счет.

Если операция уменьшения текущего счета выполняется в однопоточной системе, то никаких проблем не возникнет. Однако представим себе, что два процесса пытаются одновременно выполнить только что описанную операцию с одним и тем же счетом. Пусть при этом на счету находится 5 млн. долларов, а оба процесса пытаются снять с него по 3 млн. долларов.

Допустим, события разворачиваются следующим образом:

  • первый процесс проверяет состояние текущего счета и убеждается, что на нем хранится 5 млн. долларов;
  • второй процесс проверяет состояние текущего счета и также убеждается, что на нем хранится 5 млн. долларов;
  • первый процесс уменьшает счет на 3 млн. долларов и записывает остаток (2 млн. долларов) на текущий счет;
  • второй процесс выполняет ту же самую операцию, так как после проверки считает, что на счету по-прежнему хранится 5 млн. долларов.

В результате получилось, что со счета, на котором находилось 5 млн. долларов, было снято 6 млн. долларов, и при этом там осталось еще 2 млн. долларов! Итого - банку нанесен ущерб в 3 млн. долларов.

Как же составить программу уменьшения счета, чтобы она не позволяла вытворять подобное?

Очень просто - на время выполнения операций над счетом одним процессом необходимо запретить доступ к этому счету со стороны других процессов. В этом случае сценарий работы программы должен быть следующим:

  • процесс блокирует счет для выполнения операций другими процессами, получая его в монопольное владение;
  • процесс проводит процедуру уменьшения счета и записывает на текущий счет новое значение остатка;
  • процесс разблокирует счет, разрешая другим процессам выполнение операций.

Когда первый процесс блокирует счет, он становится недоступен другим процессам. Если второй процесс также попытается заблокировать этот же счет, он будет переведен в состояние ожидания. Когда первый процесс уменьшит счет и на нем останется 2 млн. долларов, второй процесс будет разблокирован. Он проверит остаток, убедится, что сумма недостаточна и не будет проводить операцию.

Таким образом, в многопоточной среде необходима синхронизация потоков при обращении к критическим ресурсам. Если над такими ресурсами будут выполняться операции в неправильной последовательности, это приведет к возникновению трудно обнаруживаемых ошибок.

В языке программирования Java предусмотрено несколько средств для синхронизации потоков, которые мы сейчас рассмотрим.

Синхронизация методов

Возможность синхронизации как бы встроена в каждый объект, создаваемый приложением Java. Для этого объекты снабжаются защелками, которые могут быть использованы для блокировки потоков, обращающихся к этим объектам.

Чтобы воспользоваться защелками, вы можете объявить соответствующий метод как synchronized, сделав его синхронизированным:

public synchronized void decrement() { . . . }

При вызове синхронизированного метода соответствующий ему объект (в котором он определен) блокируется для использования другими синхронизированными методами. В результате предотвращается одновременная запись двумя методами значений в область памяти, принадлежащую данному объекту.

Использование синхронизированных методов - достаточно простой способ синхронизации потоков, обращающихся к общим критическим ресурсам, наподобие описанного выше банковского счета.

Заметим, что не обязательно синхронизовать весь метод - можно выполнить синхронизацию только критичного фрагмента кода.

. . . synchronized(Account) { if(Account.check(3000000)) Account.decrement(3000000); } . . .

Здесь синхронизация выполняется для объекта Account.

Блокировка потока

Синхронизированный поток, определенный как метод типа synchronized, может переходить в заблокированное состояние автоматически при попытке обращения к ресурсу, занятому другим синхронизированным методом, либо при выполнении некоторых операций ввода или вывода. Однако в ряде случаев полезно иметь более тонкие средства синхронизации, допускающие явное использование по запросу приложения.

Блокировка на заданный период времени

С помощью метода sleep можно заблокировать поток на заданный период времени:

try { Thread.sleep(500); } catch (InterruptedException ee) { . . . }

В данном примере работа потока Thread приостанавливается на 500 миллисекунд. Заметим, что во время ожидания приостановленный поток не отнимает ресурсы процессора.

Так как метод sleep может создавать исключение InterruptedException, необходимо предусмотреть его обработку. Для этого мы использовали операторы try и catch.

Временная приостановка и возобновление работы

Методы suspend и resume позволяют, соответственно, временно приостанавливать и возобновлять работу потока.

В следующем фрагменте кода поток m_Rectangles приостанавливает свою работу, когда курсор мыши оказывается над окном аплета:

public boolean mouseEnter(Event evt, int x, int y) { if (m_Rectangles != null) { m_Rectangles.suspend(); } return true; }

Работа потока возобновляется, когда курсор мыши покидает окно аплета:

public boolean mouseExit(Event evt, int x, int y) { if (m_Rectangles != null) { m_Rectangles.resume(); } return true; }

Ожидание извещения

Если вам нужно организовать взаимодействие потоков таким образом, чтобы один поток управлял работой другого или других потоков, вы можете воспользоваться методами wait, notify и notifyAll, определенными в классе Object.

Метод wait может использоваться либо с параметром, либо без параметра. Этот метод переводит поток в состояние ожидания, в котором он будет находиться до тех пор, пока для потока не будет вызван извещающий метод notify, notifyAll, или пока не истечет период времени, указанный в параметре метода wait.

Как пользоваться методами wait, notify и notifyAll?

Метод, который будет переводиться в состояние ожидания, должен быть синхронизированным, то есть его следует описать как synchronized:

public synchronized void run() { while (true) { . . . try { this.wait(); } catch (InterruptedException e) { } } }

В этом примере внутри метода run определен цикл, вызывающий метод wait без параметров. Каждый раз при очередном проходе цикла метод run переводится в состояние ожидания до тех пор, пока другой поток не выполнит извещение с помощью метода notify.

Ниже мы привели пример потока, вызывающией метод notify:

public void run() { while (true) { try { Thread.sleep(30); } catch (InterruptedException e) { } synchronized(STask) { STask.notify(); } } }

Этот поток реализован в рамках отдельного класса, конструктору которого передается ссылка на поток, вызывающую метод wait. Эта ссылка хранится в поле STask.

Обратите внимание, что хотя сам метод run не синхронизированный, вызов метода notify выполняется в синхронизированном режиме. В качестве объекта синхронизации выступает поток, для которого вызывается метод notify.

Ожидание завершения потока

С помощью метода join вы можете выполнять ожидание завершения работы потока, для которой этот метод вызван.

Существует три определения метода join:

public final void join(); public final void join(long millis); public final void join(long millis, int nanos);

Первый из них выполняет ожидание без ограничения во времени, для второго ожидание будет прервано принудительно через millis миллисекунд, а для третьего - через millis миллисекунд и nanos наносекунд. Учтите, что реально вы не сможете указывать время с точностью до наносекунд, так как дискретность системного таймера компьютера намного больше.

Лекция № 9. Синхронизация процессов и потоков

1. Цели и средства синхронизации.

2. Механизмы синхронизации.

1.Цели и средства синхронизации

Существует достаточно обширный класс средств операционной системы, с по­мощью которых обеспечивается взаимная синхронизация процессов и потоков. Потребность в синхронизации потоков возникает только в мультипрограммной операционной системе и связана с совместным использованием аппаратных и информационных ресурсов вычислительной системы. Синхронизация необходи­ма для исключения гонок и тупиков при обмене данными между потоками, раз­делении данных, при доступе к процессору и устройствам ввода-вывода.

Во многих операционных системах эти средства называются средствами межпро­цессного взаимодействия - Inter Process Communications (IPC), что отражает историческую первичность понятия «процесс» по отношению к понятию «поток». Обычно к средствам IPC относят не только средства межпроцессной синхрони­зации, но и средства межпроцессного обмена данными.

Выполнение потока в мультипрограммной среде всегда имеет асинхронный ха­рактер. Очень сложно с полной определенностью сказать, на каком этапе выпол­нения будет находиться процесс в определенный момент времени. Даже в однопрограммном режиме не всегда можно точно оценить время выполнения задачи. Это время во многих случаях существенно зависит от значения исходных дан­ных, которые влияют на количество циклов, направления разветвления програм­мы, время выполнения операций ввода-вывода и т. п. Так как исходные данные в разные моменты запуска задачи могут быть разными, то и время выполнения от­дельных этапов и задачи в целом является весьма неопределенной величиной.


Еще более неопределенным является время выполнения программы в мульти­программной системе. Моменты прерывания потоков, время нахождения их в очередях к разделяемым ресурсам, порядок выбора потоков для выполнения - все эти события являются результатом стечения многих обстоятельств и могут быть интерпретированы как случайные. В лучшем случае можно оценить веро­ятностные характеристики вычислительного процесса, например вероятность его завершения за данный период времени.

Таким образом, потоки в общем случае (когда программист не предпринял спе­циальных мер по их синхронизации) протекают независимо, асинхронно друг другу. Это справедливо как по отношению к потокам одного процесса, выпол­няющим общий программный код, так и по отношению к потокам разных про­цессов, каждый из которых выполняет собственную программу.

Любое взаимодействие процессов или потоков связано с их синхронизацией, ко­торая заключается в согласовании их скоростей путем приостановки потока до наступления некоторого события и последующей его активизации при наступ­лении этого события. Синхронизация лежит в основе любого взаимодействия потоков, связано ли это взаимодействие с разделением ресурсов или с обменом данными. Например, поток-получатель должен обращаться за данными только после того, как они помещены в буфер потоком-отправителем. Если же поток-получатель обратился к данным до момента их поступления в буфер, то он дол­жен быть приостановлен.

При совместном использовании аппаратных ресурсов синхронизация также со­вершенно необходима. Когда, например, активному потоку требуется доступ к последовательному порту, а с этим портом в монопольном режиме работает дру­гой поток, находящийся в данный момент в состоянии ожидания, то ОС приос­танавливает активный поток и не активизирует его до тех пор, пока нужный ему порт не освободится. Часто нужна также синхронизация с событиями, внешними по отношению к вычислительной системе, например реакции на нажатие комби­нации клавиш Ctrl+C.

Ежесекундно в системе происходят сотни событий, связанных с распределением и освобождением ресурсов, и ОС должна иметь надежные и производительные средства, которые бы позволяли ей синхронизировать потоки с происходящими в системе событиями.

Для синхронизации потоков прикладных программ программист может исполь­зовать как собственные средства и приемы синхронизации, так и средства опера­ционной системы. Например, два потока одного прикладного процесса могут ко­ординировать свою работу с помощью доступной для них обоих глобальной логической переменной, которая устанавливается в единицу при осуществлении некоторого события, например выработки одним потоком данных, нужных для продолжения работы другого. Однако во многих случаях более эффективными или даже единственно возможными являются средства синхронизации, предос­тавляемые операционной системой в форме системных вызовов. Так, потоки, принадлежащие разным процессам, не имеют возможности вмешиваться каким-либо образом в работу друг друга. Без посредничества операционной системы они не могут приостановить друг друга или оповестить о произошедшем собы­тии. Средства синхронизации используются операционной системой не только для синхронизации прикладных процессов, но и для ее внутренних нужд.

Обычно разработчики операционных систем предоставляют в распоряжение при­кладных и системных программистов широкий спектр средств синхронизации. Эти средства могут образовывать иерархию, когда на основе более простых средств строятся более сложные, а также быть функционально специализированными, например средства для синхронизации потоков одного процесса, средства для синхронизации потоков разных процессов при обмене данными и т. д. Часто функциональные возможности разных системных вызовов синхронизации пере­крываются, так что для решения одной задачи программист может воспользо­ваться несколькими вызовами в зависимости от своих личных предпочтений.


Необходимость синхронизации и гонки

Пренебрежение вопросами синхронизации в многопоточной системе может при­вести к неправильному решению задачи или даже к краху системы. Рассмотрим, например (рис. 4.16), задачу ведения базы данных клиентов некоторого предпри­ятия. Каждому клиенту отводится отдельная запись в базе данных, в которой среди прочих полей имеются поля Заказ и Оплата. Программа, ведущая базу дан­ных, оформлена как единый процесс, имеющий несколько потоков, в том числе поток А, который заносит в базу данных информацию о заказах, поступивших от клиентов, и поток В, который фиксирует в базе данных сведения об оплате кли­ентами выставленных счетов. Оба эти потока совместно работают над общим файлом базы данных, используя однотипные алгоритмы, включающие три шага.

2. Внести новое значение в поле Заказ (для потока А) или Оплата (для потока В).

3. Вернуть модифицированную запись в файл базы данных.

https://pandia.ru/text/78/239/images/image002_238.gif" width="505" height="374 src=">

Рис. 4.17. Влияние относительных скоростей потоков на результат решения задачи

Критическая секция

Важным понятием синхронизации потоков является понятие «критической сек­ции» программы. Критическая секция - это часть программы, результат выпол­нения которой может непредсказуемо меняться, если переменные, относящиеся к этой части программы, изменяются другими потоками в то время, когда вы­полнение этой части еще не завершено. Критическая секция всегда определяется по отношению к определенным критическим данным, при несогласованном из­менении которых могут возникнуть нежелательные эффекты. В предыдущем при­мере такими критическими данными являлись записи файла базы данных. Во всех потоках, работающих с критическими данными, должна быть определена критическая секция. Заметим, что в разных потоках критическая секция состоит в общем случае из разных последовательностей команд.

Чтобы исключить эффект гонок по отношению к критическим данным, необхо­димо обеспечить, чтобы в каждый момент времени в критической секции, свя­занной с этими данными, находился только один поток. При этом неважно, нахо­дится этот поток в активном или в приостановленном состоянии. Этот прием называют взаимным исключением. Операционная система использует разные способы реализации взаимного исключения. Некоторые способы пригодны для взаимного исключения при вхождении в критическую секцию только потоков одного процесса, в то время как другие могут обеспечить взаимное исключение и для потоков разных процессов.

Самый простой и в то же время самый неэффективный способ обеспечения вза­имного исключения состоит в том, что операционная система позволяет потоку запрещать любые прерывания на время его нахождения в критической секции. Однако этот способ практически не применяется, так как опасно доверять управ­ление системой пользовательскому потоку - он может надолго занять процес­сор, а при крахе потока в критической секции крах потерпит вся система, потому что прерывания никогда не будут разрешены.

2. Механизмы синхронизации.

Блокирующие переменные

Для синхронизации потоков одного процесса прикладной программист может использовать глобальные блокирующие переменные. С этими переменными, к ко­торым все потоки процесса имеют прямой доступ, программист работает, не об­ращаясь к системным вызовам ОС.

Которые бы запре­щали прерывания на протяжении всей операции проверки и установки.

Реализация взаимного исключения описанным выше способом имеет существен­ный недостаток: в течение времени, когда один поток находится в критической секции, другой поток, которому требуется тот же ресурс, получив доступ к про­цессору, будет непрерывно опрашивать блокирующую переменную, бесполезно тратя выделяемое ему процессорное время, которое могло бы быть использовано для выполнения какого-нибудь другого потока. Для устранения этого недостат­ка во многих ОС предусматриваются специальные системные вызовы для рабо­ты с критическими секциями.

На рис. 4.19 показано, как с помощью этих функций реализовано взаимное ис­ключение в операционной системе Windows NT. Перед тем как начать измене­ние критических данных, поток выполняет системный вызов EnterCriticalSection(). В рамках этого вызова сначала выполняется, как и в предыдущем случае, проверка блокирующей переменной, отражающей состояние критического ресур­са. Если системный вызов определил, что ресурс занят (F(D) = 0), он в отличие от предыдущего случая не выполняет циклический опрос, а переводит поток в состояние ожидания (D) и делает отметку о том, что данный поток должен быть активизирован, когда соответствующий ресурс освободится. Поток, который в это время использует данный ресурс, после выхода из критической секции дол­жен выполнить системную функцию LeaveCriticalSectionO, в результате чего блокирующая переменная принимает значение, соответствующее свободному состоянию ресурса (F(D) = 1), а операционная система просматривает очередь ожидающих этот ресурс потоков и переводит первый поток из очереди в состоя­ние готовности.

Накладные расходы" href="/text/category/nakladnie_rashodi/" rel="bookmark">накладные расходы ОС по реализации функции входа в крити­ческую секцию и выхода из нее могут превысить полученную экономию.

Семафоры

Обобщением блокирующих переменных являются так называемые семафоры Дийкстры. Вместо двоичных переменных Дийкстра (Dijkstra) предложил исполь­зовать переменные, которые могут принимать целые неотрицательные значения. Такие переменные, используемые для синхронизации вычислительных процес­сов, получили название семафоров.

Для работы с семафорами вводятся два примитива, традиционно обозначаемых Р и V. Пусть переменная S представляет собой семафор. Тогда действия V(S) и P(S) определяются следующим образом.

* V(S): переменная S увеличивается на 1 единым действием. Выборка, наращи­вание и запоминание не могут быть прерваны. К переменной S нет доступа другим потокам во время выполнения этой операции.

* P(S): уменьшение S на 1, если это возможно. Если 5=0 и невозможно умень­шить S, оставаясь в области целых неотрицательных значений, то в этом случае поток, вызывающий операцию Р, ждет, пока это уменьшение станет возможным. Успешная проверка и уменьшение также являются неделимой операцией.

Никакие прерывания во время выполнения примитивов V и Р недопустимы.

В частном случае, когда семафор S может принимать только значения 0 и 1, он превращается в блокирующую переменную, которую по этой причине часто на­зывают двоичным семафором. Операция Р заключает в себе потенциальную воз­можность перехода потока, который ее выполняет, в состояние ожидания, в то время как операция V может при некоторых обстоятельствах активизировать дру­гой поток, приостановленный операцией Р.

Рассмотрим использование семафоров на классическом примере взаимодействия двух выполняющихся в режиме мультипрограммирования потоков, один из ко­торых пишет данные в буферный пул, а другой считывает их из буферного пула. Пусть буферный пул состоит из N буферов, каждый из которых может содержать одну запись. В общем случае поток-писатель и поток-читатель могут иметь раз­личные скорости и обращаться к буферному пулу с переменой интенсивностью. В один период скорость записи может превышать скорость чтения, в другой - наоборот. Для правильной совместной работы поток-писатель должен приоста­навливаться, когда все буферы оказываются занятыми, и активизироваться при освобождении хотя бы одного буфера. Напротив, поток-читатель должен приос­танавливаться, когда все буферы пусты, и активизироваться при появлении хотя бы одной записи.

Введем два семафора: е - число пустых буферов, и f - число заполненных буфе­ров, причем в исходном состоянии е = N, a f = 0. Тогда работа потоков с общим буферным пулом может быть описана следующим образом (рис. 4.20).

Поток-писатель прежде всего выполняет операцию Р(е), с помощью которой он проверяет, имеются ли в буферном пуле незаполненные буферы. В соответствии с семантикой операции Р, если семафор е равен 0 (то есть свободных буферов в данный момент нет), то поток-писатель переходит в состояние ожидания. Если же значением е является положительное число, то он уменьшает число свободных буферов, записывает данные в очередной свободный буфер и после этого наращи­вает число занятых буферов операцией V(f). Поток-читатель действует анало­гичным образом, с той разницей, что он начинает работу с проверки наличия заполненных буферов, а после чтения данных наращивает количество свободных буферов.

DIV_ADBLOCK860">

Семафор может использоваться и в качестве блокирующей переменной. В рас­смотренном выше примере, для того чтобы исключить коллизии при работе с разделяемой областью памяти, будем считать, что запись в буфер и считывание из буфера являются критическими секциями. Взаимное исключение будем обес­печивать с помощью двоичного семафора b (рис. 4.21). Оба потока после провер­ки доступности буферов должны выполнить проверку доступности критической секции.

https://pandia.ru/text/78/239/images/image007_110.jpg" width="495" height="639 src=">

Рис. 4.22. Возникновение взаимных блокировок при выполнении программы

ПРИМЕЧАНИЕ

Тупиковые ситуации надо отличать от простых очередей, хотя те и другие возникают при совместном использовании ресурсов и внешне выглядят похоже: поток приостанавлива­ется и ждет освобождения ресурса. Однако очередь - это нормальное явление, неотъемле­мый признак высокого коэффициента использования ресурсов при случайном поступле­нии запросов. Очередь появляется тогда, когда ресурс недоступен в данный момент, но освободится через некоторое время, позволив потоку продолжить выполнение. Тупик же, что видно из его названия, является в некотором роде неразрешимой ситуацией. Необхо­димым условием возникновения тупика является потребность потока сразу в нескольких ресурсах.

В рассмотренных примерах тупик был образован двумя потоками, но взаимно блокировать друг друга может и большее число потоков. На рис. 2.23 показано такое распределение ресурсов Ri между несколькими потоками Tj, которое при­вело к возникновению взаимных блокировок. Стрелки обозначают потребность потока в ресурсах. Сплошная стрелка означает, что соответствующий ресурс был выделен потоку, а пунктирная стрелка соединяет поток с тем ресурсом, который необходим, но не может быть пока выделен, поскольку занят другим потоком. Например, потоку Т1 для выполнения работы необходимы ресурсы R1 и R2, из ко­торых выделен только один - R1, а ресурс R2 удерживается потоком Т2. Ни один из четырех показанных на рисунке потоков не может продолжить свою работу, так как не имеет всех необходимых для этого ресурсов.

Невозможность потоков завершить начатую работу из-за возникновения вза­имных блокировок снижает производительность вычислительной системы. По­этому проблеме предотвращения тупиков уделяется большое внимание. На тот случай, когда взаимная блокировка все же возникает, система должна предоста­вить администратору-оператору средства, с помощью которых он смог бы распо­знать тупик, отличить его от обычной блокировки из-за временной недоступности ресурсов. И наконец, если тупик диагностирован, то нужны средства для снятия взаимных блокировок и восстановления нормального вычислительного процесса.

Владелец" href="/text/category/vladeletc/" rel="bookmark">владельцем , устанавливая его в несигнальное состояние, и входит в критическую секцию. После того как поток выполнил работу с критическими данными, он «отдает» мьютекс, устанавливая его в сигнальное состояние. В этот момент мьютекс сво­боден и не принадлежит ни одному потоку. Если какой-либо поток ожидает его освобождения, то он становится следующим владельцем этого мьютекса, одно­временно мьютекс переходит в несигнальное состояние.

Объект-событие (в данном случае слово «событие» используется в узком смыс­ле, как обозначение конкретного вида объектов синхронизации) обычно исполь­зуется не для доступа к данным, а для того, чтобы оповестить другие потоки о том, что некоторые действия завершены. Пусть, например, в некотором прило­жении работа организована таким образом, что один поток читает данные из файла в буфер памяти, а другие потоки обрабатывают эти данные, затем первый поток считывает новую порцию данных, а другие потоки снова ее обрабатывают и так далее. В начале работы первый поток устанавливает объект-событие в не­сигнальное состояние. Все остальные потоки выполнили вызов Wait(X), где X - указатель события, и находятся в приостановленном состоянии, ожидая наступ­ления этого события. Как только буфер заполняется, первый поток сообщает об этом операционной системе, выполняя вызов Set(X). Операционная система просматривает очередь ожидающих потоков и активизирует все потоки, которые ждут этого события.

Сигналы

Сигнал дает возможность задаче реагировать на событие, источником которого может быть операционная система или другая задача. Сигналы выбывают пре­рывание задачи и выполнение заранее предусмотренных действий. Сигналы мо­гут вырабатываться синхронно, то есть как результат работы самого процесса, а могут быть направлены процессу другим процессом, то есть вырабатываться асинхронно. Синхронные сигналы чаще всего приходят от системы прерываний процессора и свидетельствуют о действиях процесса, блокируемых аппаратурой, например деление на нуль, ошибка адресации, нарушение защиты памяти и т. д.

Примером асинхронного сигнала является сигнал с терминала. Во многих ОС предусматривается оперативное снятие процесса с выполнения. Для этого поль­зователь может нажать некоторую комбинацию клавиш (Ctrl+C, Ctrl+Break), в ре­зультате чего ОС вырабатывает сигнал и направляет его активному процессу. Сигнал может поступить в любой момент выполнения процесса (то есть он явля­ется асинхронным), требуя от процесса немедленного завершения работы. В дан­ном случае реакцией на сигнал является безусловное завершение процесса.

В системе может быть определен набор сигналов. Программный код процесса, которому поступил сигнал, может либо проигнорировать его, либо прореагиро­вать на него стандартным действием (например, завершиться), либо выполнить специфические действия, определенные прикладным программистом. В послед­нем случае в программном коде необходимо предусмотреть специальные систем­ные вызовы, с помощью которых операционная система информируется, какую процедуру надо выполнить в ответ на поступление того или иного сигнала.

Сигналы обеспечивают логическую связь между процессами, а также между про­цессами и пользователями (терминалами). Поскольку посылка сигнала преду­сматривает знание идентификатора процесса, то взаимодействие посредством сигналов возможно только между родственными процессами, которые могут по­лучить данные об идентификаторах друг друга.

В распределенных системах, состоящих из нескольких процессоров, каждый из которых имеет собственную оперативную память, блокирующие переменные, се­мафоры, сигналы и другие аналогичные средства, основанные на разделяемой памяти, оказываются непригодными. В таких системах синхронизация может быть реализована только посредством обмена сообщениями.

В операционной системе Windows поддерживаются четыре типа объекта синхронизации.

  • Первый тип представляет собой классический семафор и может быть использован для управления доступом к определенным ресурсам ограниченного количества потоков. Разделяемый ресурс в этом случае может быть использован одним, и только одним потоком, либо некоторым числом потоков из множества претендующих на этот ресурс. Семафоры реализуются как простые счетчики, значения которых увеличиваются, когда поток освобождает семафор, и уменьшаются, когда поток занимает семафор.
  • Второй тип объектов синхронизации называется исключающим семафором (mutex). Исключающие семафоры применяются для разделения ресурсов таким образом, что в любой момент времени их может использовать один и только один поток. Очевидно, что исключающий семафор представляет собой специальный тип обычного семафора.
  • Третий тип объектов синхронизации - это событие (event). События могут служить для блокировки доступа к ресурсу до тех пор, пока другой поток не сигнализирует об его освобождении.
  • Четвертый тип объектов синхронизации представляет собой критическую секцию (critical section). При вхождении потока в критическую секцию никакой другой поток не может начать ее выполнение до того, как работающий с ней поток не выйдет из нее.

Следует отметить, что синхронизация потоков с помощью критических секций может осуществляться только в рамках одного процесса, так как невозможно передать адрес критической секции из одного процесса в другой, так как критическая секция располагается в области глобальных переменных запущенного процесса.

Семафор создается с помощью функции CreateSemaphore. Количество задач, одновременно имеющих доступ к некоторому ресурсу, определяется одним из параметров функции. Если значение этой функции равно 1, то семафор работает как исключающий. При успешном создании семафора возвращается его дескриптор, в противном случае - null. Функция WaitForSingleObject обеспечивает режим ожидания семафора. Один из параметров указывает время его ожидания в миллисекундах. Если значение этого параметра равно INFINITE, то время ожидания неопределено. При успешном завершении функции значение счетчика, связанного с семафором, уменьшается не единицу. Функция ReleaseSemaphore() освобождает семафор, позволяя использовать его другому потоку.

Исключающий семафор mutex создается с помощью функции CreateMutex(), которая возвращает идентификатор созданного объекта или null в случае ошибки. В случае необходимости объект освобождается с помощью универсальной функции CloseHandle(). Зная имя объекта mutex, его можно открыть с помощью функции OpenMutex(). С помощью этой функции несколько потоков могут открыть один и тот же объект, а затем одновременно выполнить его ожидание. После того, как имя объекта стало известно потоку, он может им завладеть, используя функции WaitForSingleObject или WaitForMultipleObjects. Освобождение объекта mutex осуществляется с помощью функции ReleaseMutex().

Событие создается с помощью функции CreateEvent. Она возвращает дескриптор созданного события или null в случае неуспешного завершения. После создании события поток просто ожидает его наступления используя функцию WaitForSingleObject, задавая в качестве первого параметра для нее дескриптор этого события. Тем самым выполнение потока приостанавливается до наступления соответствующего события. После вызова функции SetEvent процесс, ожидающий данного события с помощью функции WaitForSingleObject, продолжит свое выполнение. Событие может быть сброшено с помощью функции ResetEvent.

Этот синхронизирующий объект может использоваться только локально внутри процесса, создавшего его. Остальные объекты могут быть использованы для синхронизации потоков разных процессов. Название объекта “критическая секция” связано с некоторым абстрактным выделением части программного кода (секции), выполняющего некоторые операции, порядок которых не может быть нарушен. То есть попытка двумя разными потоками одновременно выполнять код этой секции приведет к ошибке.

Например, такой секцией может быть удобно защитить функции-писатели, так как одновременный доступ нескольких писателей должен быть исключен.

Для критической секции вводят две операции:

войти в секцию; Пока какой-либо поток находится в критической секции, все остальные потоки при попытке войти в нее будут автоматически останавливаться в ожидании. Поток, уже вошедший в эту секцию, может входить в нее многократно, не ожидая ее освобождения.

покинуть секцию; При покидании потоком секции уменьшается счетчик числа вхождений этого потока в секцию, так что секция будет освобождена для других потоков только если поток выйдет из секции столько раз, сколько раз в нее входил. При освобождении критической секции будет пробужден только один поток, ожидающий разрешения на вход в эту секцию.

Вообще говоря, в других API, отличных от Win32 (например, OS/2), критическая секция рассматривается не как синхронизирующий объект, а как фрагмент кода программы, который может исполняться только одним потоком приложения. То есть вход в критическую секцию рассматривается как временное выключение механизма переключения потоков до выхода из этой секции. В Win32 API критические секции рассматриваются как объекты, что приводит к определенной путанице -- они очень близки по своим свойствам к неименованным объектам исключительного владения (mutex , см. ниже).

При использовании критических секций надо следить, что бы в секции не выделялись чересчур большие фрагменты кода, так как это может привести к существенным задержкам в выполнении других потоков.

Например, применительно к уже рассмотренным кучам -- не имеет смысла все функции по работе с кучей защищать критической секцией, так как функции-читатели могут выполняться параллельно. Более того, применение критической секции даже для синхронизации писателей на самом деле представляется малоудобным -- так как для синхронизации писателя с читателями последним все-равно придется входить в эту секцию, что практически приводит к защите всех функций единой секцией.

Можно выделить несколько случаев эффективного применения критических секций:

читатели не конфликтуют с писателями (защищать надо только писателей);

все потоки имеют примерно равные права доступа (скажем, нельзя выделить чистых писателей и читателей);

при построении составных синхронизирующих объектов, состоящих из нескольких стандартных, для защиты последовательных операций над составным объектом.

При одновременном доступе нескольких процессов (или нескольких потоков одного процесса) к какому-либо ресурсу возникает проблема синхронизации. Поскольку поток в Win32 может быть остановлен в любой, заранее ему неизвестный момент времени, возможна ситуация, когда один из потоков не успел завершить модификацию ресурса (например, отображенной на файл области памяти), но был остановлен, а другой поток попытался обратиться к тому же ресурсу. В этот момент ресурс находится в несогласованном состоянии, и последствия обращения к нему могут быть самыми неожиданными - от порчи данных до нарушения защиты памяти.

Главной идеей, заложенной в основе синхронизации потоков в Win32, является использование объектов синхронизации и функций ожидания. Объекты могут находиться в одном из двух состояний - Signaled или Not Signaled. Функции ожидания блокируют выполнение потока до тех пор, пока заданный объект находится в состоянии Not Signaled. Таким образом, поток, которому необходим эксклюзивный доступ к ресурсу, должен выставить какой-либо объект синхронизации в несигнальное состояние, а по окончании - сбросить его в сигнальное. Остальные потоки должны перед доступом к этому ресурсу вызвать функцию ожидания, которая позволит им дождаться освобождения ресурса.

Рассмотрим, какие объекты и функции синхронизации предоставляет нам Win32 API.

Функции синхронизации

Функции синхронизации делятся на две основные категории: функции, ожидающие единственный объект, и функции, ожидающие один из нескольких объектов.

Функции, ожидающие единственный объект

Простейшей функцией ожидания является функция WaitForSingleObject:

Function WaitForSingleObject(hHandle: THandle; // идентификатор объекта dwMilliseconds: DWORD // период ожидания): DWORD; stdcall;

Функция ожидает перехода объекта hHandle в сигнальное состояние в течение dwMilliseconds миллисекунд. Если в качестве параметра dwMilliseconds передать значение INFINITE, функция будет ждать в течение неограниченного времени. Если dwMilliseconds равен 0, то функция проверяет состояние объекта и немедленно возвращает управление.

Функция возвращает одно из следующих значений:

Следующий фрагмент кода запрещает доступ к Action1 до перехода объекта ObjectHandle в сигнальное состояние (например, таким образом можно дожидаться завершения процесса, передав в качестве ObjectHandle его идентификатор, полученный функцией CreateProcess):

Var Reason: DWORD; ErrorCode: DWORD; Action1.Enabled:= FALSE; try repeat Application.ProcessMessages; Reason:= WailForSingleObject(ObjectHandle, 10); if Reason = WAIT_FAILED then begin ErrorCode:= GetLastError; raise Exception.CreateFmt(‘Wait for object failed with error: %d’, ); end; until Reason <> WAIT_TIMEOUT; finally Actionl.Enabled:= TRUE; end;

В случае когда одновременно с ожиданием объекта требуется перевести в сигнальное состояние другой объект, может использоваться функция SignalObjectAndWait:

Function SignalObjectAndWait(hObjectToSignal: THandle; // объект, который будет переведен в // сигнальное состояние hObjectToWaitOn: THandle; // объект, который ожидает функция dwMilliseconds: DWORD; // период ожидания bAlertable: BOOL // задает, должна ли функция возвращать // управление в случае запроса на // завершение операции ввода-вывода): DWORD; stdcall;

Возвращаемые значения аналогичны функции WaitForSingleObject.

Объект hObjectToSignal может быть семафором, событием (event) либо мьютексом. Параметр bAlertable определяет, будет ли прерываться ожидание объекта в случае, если операционная система запросит у потока окончание операции асинхронного ввода-вывода либо асинхронный вызов процедуры. Более подробно это будет рассматриваться ниже.

Функции, ожидающие несколько объектов

Иногда требуется задержать выполнение потока до срабатывания одного или сразу всех из группы объектов. Для решения подобной задачи используются следующие функции:

Type TWOHandleArray = array of THandle; PWOHandleArray = ^TWOHandleArray; function WaitForMultipleObjects(nCount: DWORD; // Задает количество объектов lpHandles: PWOHandleArray; // Адрес массива объектов bWaitAll: BOOL; // Задает, требуется ли ожидание всех // объектов или любого dwMilliseconds: DWORD // Период ожидания): DWORD; stdcall;

Функция возвращает одно из следующих значений:

Число в диапазоне от

WAIT_OBJECT_0 до WAIT_OBJECT_0 + nCount – 1

Если bWaitAll равно TRUE, то это число означает, что все объекты перешли в сигнальное состояние. Если FALSE - то, вычтя из возвращенного значения WAIT_OBJECT_0, мы получим индекс объекта в массиве lpHandles

Число в диапазоне от

WAIT_ABANDONED_0 до WAIT_ABANDONED_0 + nCount – 1

Если bWaitAll равно TRUE, это означает, что все объекты перешли в сигнальное состояние, но хотя бы один из владевших ими потоков завершился, не сделав объект сигнальным Если FALSE - то, вычтя из возвращенного значения WAIT_ABANDONED_0, мы получим в массиве lpHandles индекс объекта, при этом поток, владевший этим объектом, завершился, не сделав его сигнальным
WAIT_TIMEOUT Истек период ожидания
WAIT_FAILED Произошла ошибка

Например, в следующем фрагменте кода программа пытается модифицировать два различных ресурса, разделяемых между потоками:

Var Handles: array of THandle; Reason: DWORD; RestIndex: Integer; ... Handles := OpenMutex(SYNCHRONIZE, FALSE, ‘FirstResource’); Handles := OpenMutex(SYNCHRONIZE, FALSE, ‘SecondResource’); // Ждем первый из объектов Reason:= WaitForMultipleObjects(2, @Handles, FALSE, INFINITE); case Reason of WAIT_FAILED: RaiseLastWin32Error; WAIT_OBJECT_0, WAIT_ABANDONED_0: begin ModifyFirstResource; RestIndex:= 1; end; WAIT_OBJECT_0 + 1, WAIT_ABANDONED_0 + 1: begin ModifySecondResource; RestIndex:= 0; end; // WAIT_TIMEOUT возникнуть не может end; // Теперь ожидаем освобождения следующего объекта if WailForSingleObject(Handles, INFINITE) = WAIT_FAILED then RaiseLastWin32Error; // Дождались, модифицируем оставшийся ресурс if RestIndex = 0 then ModifyFirstResource else ModifySecondResource;

Описанную выше технику можно применять, если вы точно знаете, что задержка ожидания объекта будет незначительной. В противном случае ваша программа окажется «замороженной» и не сможет даже перерисовать свое окно. Если период задержки может оказаться значительным, то необходимо дать программе возможность реагировать на сообщения Windows. Выходом может стать использование функций с ограниченным периодом ожидания (и повторный вызов - в случае возврата WAIT_TIMEOUT) либо функции MsgWaitForMultipleObjects:

Function MsgWaitForMultipleObjects(nCount: DWORD; // количество объектов синхронизации var pHandles; // адрес массива объектов fWaitAll: BOOL; // Задает, требуется ли ожидание всех // объектов или любого dwMilliseconds, // Период ожидания dwWakeMask: DWORD // Тип события, прерывающего ожидание): DWORD; stdcall;

Главное отличие этой функции от предыдущей - параметр dwWakeMask, который является комбинацией битовых флагов QS_XXX и задает типы сообщений, прерывающих ожидание функции независимо от состояния ожидаемых объектов. Например, маска QS_KEY позволяет прервать ожидание при появлении в очереди сообщений WM_KEYUP, WM_KEYDOWN, WM_SYSKEYUP или WM_SYSKEYDOWN, а маска QS_PAINT - сообщения WM_PAINT. Полный список значений, допустимых для dwWakeMask, имеется в документации по Windows SDK. При появлении в очереди потока, вызвавшего функцию, сообщений, соответствующих заданной маске, функция возвращает значение WAIT_OBJECT_0 + nCount. Получив это значение, ваша программа может обработать его и снова вызвать функцию ожидания. Рассмотрим пример с запуском внешнего приложения (необходимо, чтобы на время его работы вызывающая программа не реагировала на ввод пользователя, однако ее окно должно продолжать перерисовываться):

Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var PI: TProcessInformation; SI: TStartupInfo; Reason: DWORD; Msg: TMsg; begin // Инициализируем структуру TStartupInfo FillChar(SI, SizeOf(SI), 0); SI.cb:= SizeOf(SI); // Запускаем внешнюю программу Win32Check(CreateProcess(NIL, "COMMAND.COM", NIL, NIL, FALSE, 0, NIL, NIL, SI, PI)); //************************************************** // Попробуйте заменить нижеприведенный код на строку // WaitForSingleObject(PI.hProcess, INFINITE); // и посмотреть, как будет реагировать программа на // перемещение других окон над ее окном //************************************************** repeat // Ожидаем завершения дочернего процесса или сообщения // перерисовки WM_PAINT Reason:= MsgWaitForMultipleObjects(1, PI.hProcess, FALSE, INFINITE, QS_PAINT); if Reason = WAIT_OBJECT_0 + 1 then begin // В очереди сообщений появился WM_PAINT – Windows // требует обновить окно программы. // Удаляем сообщение из очереди PeekMessage(Msg, 0, WM_PAINT, WM_PAINT, PM_REMOVE); // И перерисовываем наше окно Update; end; // Повторяем цикл, пока не завершится дочерний процесс until Reason = WAIT_OBJECT_0; // Удаляем из очереди накопившиеся там сообщения while PeekMessage(Msg, 0, 0, 0, PM_REMOVE) do; CloseHandle(PI.hProcess); CloseHandle(PI.hThread) end;

Если в потоке, вызывающем функции ожидания, явно (функцией CreateWindow) или неявно (используя TForm, DDE, COM) создаются окна Windows - поток должен обрабатывать сообщения. Поскольку широковещательные сообщения посылаются всем окнам в системе, то поток, не обрабатывающий сообщения, может вызвать взаимоблокировку (система ждет, когда поток обработает сообщение, поток - когда система или другие потоки освободят объект) и привести к зависанию Windows. Если в вашей программе имеются подобные фрагменты, необходимо использовать MsgWaitForMultipleObjects или MsgWaitForMultipleObjectsEx и позволять прервать ожидание для обработки сообщений. Алгоритм аналогичен вышеприведенному примеру.

Прерывание ожидания по запросу на завершение операции ввода-вывода или APC

Windows поддерживает асинхронные вызовы процедур. При создании каждого потока (thread) с ним ассоциируется очередь асинхронных вызовов процедур (APC queue). Операционная система (или приложение пользователя - при помощи функции QueueUserAPC) может помещать в нее запросы на выполнение функций в контексте данного потока. Эти функции не могут быть выполнены немедленно, поскольку поток может быть занят. Поэтому операционная система вызывает их, когда поток вызывает одну из следующих функций ожидания:

Function SleepEx(dwMilliseconds: DWORD; // Период ожидания bAlertable: BOOL // задает, должна ли функция возвращать // управление в случае запроса на // асинхронный вызов процедуры): DWORD; stdcall; function WaitForSingleObjectEx(hHandle: THandle; // Идентификатор объекта dwMilliseconds: DWORD; // Период ожидания bAlertable: BOOL // задает, должна ли функция возвращать // управление в случае запроса на // асинхронный вызов процедуры): DWORD; stdcall; function WaitForMultipleObjectsEx(nCount: DWORD; // количество объектов lpHandles: PWOHandleArray;// адрес массива идентификаторов объектов bWaitAll: BOOL; // Задает, требуется ли ожидание всех // объектов или любого dwMilliseconds: DWORD; // Период ожидания bAlertable: BOOL // задает, должна ли функция возвращать // управление в случае запроса на // асинхронный вызов процедуры): DWORD; stdcall; function SignalObjectAndWait(hObjectToSignal: THandle; // объект, который будет переведен в // сигнальное состояние hObjectToWaitOn: THandle; // объект, которого ожидает функция dwMilliseconds: DWORD; // период ожидания bAlertable: BOOL // задает, должна ли функция возвращать // управление в случае запроса на // асинхронный вызов процедуры): DWORD; stdcall; function MsgWaitForMultipleObjectsEx(nCount: DWORD; // количество объектов синхронизации var pHandles; // адрес массива объектов fWaitAll: BOOL; // Задает, требуется ли ожидание всех // объектов или любого dwMilliseconds, // Период ожидания dwWakeMask: DWORD // Тип события, прерывающего ожидание dwFlags: DWORD // Дополнительные флаги): DWORD; stdcall;

Если параметр bAlertable равен TRUE (либо если dwFlags в функции MsgWaitForMultipleObjectsEx содержит MWMO_ALERTABLE), то при появлении в очереди APC запроса на асинхронный вызов процедуры операционная система выполняет вызовы всех имеющихся в очереди процедур, после чего функция возвращает значение WAIT_IO_COMPLETION.

Такой механизм позволяет реализовать, например, асинхронный ввод-вывод. Поток может инициировать фоновое выполнение одной или нескольких операций ввода-вывода функциями ReadFileEx или WriteFileEx, передав им адреса функций-обработчиков завершения операции. По завершении вызовы этих функций будут поставлены в очередь асинхронного вызова процедур. В свою очередь, инициировавший операции поток, когда он будет готов обработать результаты, может, используя одну из вышеприведенных функций ожидания, позволить операционной системе вызвать функции-обработчики. Поскольку очередь APC реализована на уровне ядра ОС, она более эффективна, чем очередь сообщений, и позволяет реализовать гораздо более эффективный ввод-вывод.

Event (событие)

Event позволяет известить один или несколько ожидающих потоков о наступлении события. Event бывает:

Для создания объекта используется функция CreateEvent:

Function CreateEvent(lpEventAttributes: PSecurityAttributes; // Адрес структуры // TSecurityAttributes bManualReset, // Задает, будет Event переключаемым // вручную (TRUE) или автоматически (FALSE) bInitialState: BOOL; // Задает начальное состояние. Если TRUE - // объект в сигнальном состоянии lpName: PChar // Имя или NIL, если имя не требуется): THandle; stdcall; // Возвращает идентификатор созданного // объекта Структура TSecurityAttributes описана, как: TSecurityAttributes = record nLength: DWORD; // Размер структуры, должен // инициализироваться как // SizeOf(TSecurityAttributes) lpSecurityDescriptor: Pointer; // Адрес дескриптора защиты. В // Windows 95 и 98 игнорируется // Обычно можно указывать NIL bInheritHandle: BOOL; // Задает, могут ли дочерние // процессы наследовать объект end;

Если не требуется задание особых прав доступа под Windows NT или возможности наследования объекта дочерними процессами, в качестве параметра lpEventAttributes можно передавать NIL. В этом случае объект не может наследоваться дочерними процессами и ему задается дескриптор защиты «по умолчанию».

Параметр lpName позволяет разделять объекты между процессами. Если lpName совпадает с именем уже существующего объекта типа Event, созданного текущим или любым другим процессом, то функция не создает нового объекта, а возвращает идентификатор уже существующего. При этом игнорируются параметры bManualReset, bInitialState и lpSecurityDescriptor. Проверить, был ли объект создан или используется уже существующий, можно следующим образом:

HEvent:= CreateEvent(NIL, TRUE, FALSE, ‘EventName’); if hEvent = 0 then RaiseLastWin32Error; if GetLastError = ERROR_ALREADY_EXISTS then begin // Используем ранее созданный объект end;

Если объект используется для синхронизации внутри одного процесса, его можно объявить как глобальную переменную и создавать без имени.

Имя объекта не должно совпадать с именем любого из существующих объектов типов Semaphore, Mutex, Job, Waitable Timer или FileMapping. В случае совпадения имен функция возвращает ошибку.

Если известно, что Event уже создан, для получения доступа к нему можно вместо CreateEvent воспользоваться функцией OpenEvent:

Function OpenEvent(dwDesiredAccess: DWORD; // Задает права доступа к объекту bInheritHandle: BOOL; // Задает, может ли объект наследоваться // дочерними процессами lpName: PChar // Имя объекта): THandle; stdcall;

Функция возвращает идентификатор объекта либо 0 - в случае ошибки. Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений:

После получения идентификатора можно приступать к его использованию. Для этого имеются следующие функции:

Function SetEvent(hEvent: THandle): BOOL; stdcall;

Устанавливает объект в сигнальное состояние

Function ResetEvent(hEvent: THandle): BOOL; stdcall;

Сбрасывает объект, устанавливая его в несигнальное состояние

Function PulseEvent(hEvent: THandle): BOOL; stdcall

Устанавливает объект в сигнальное состояние, дает отработать всем функциям ожидания, ожидающим этот объект, а затем снова сбрасывает его.

В Windows API события используются для выполнения операций асинхронного ввода-вывода. Следующий пример показывает, как приложение инициирует запись одновременно в два файла, а затем ожидает завершения записи перед продолжением работы; такой подход может обеспечить более высокую производительность при высокой интенсивности ввода-вывода, чем последовательная запись:

Var Events: array of THandle; // Массив объектов синхронизации Overlapped: array of TOverlapped; ... // Создаем объекты синхронизации Events := CreateEvent(NIL, TRUE, FALSE, NIL); Events := CreateEvent(NIL, TRUE, FALSE, NIL); // Инициализируем структуры TOverlapped FillChar(Overlapped, SizeOf(Overlapped), 0); Overlapped.hEvent:= Events; Overlapped.hEvent:= Events; // Начинаем асинхронную запись в файлы WriteFile(hFirstFile, FirstBuffer, SizeOf(FirstBuffer), FirstFileWritten, @Overlapped); WriteFile(hSecondFile, SecondBuffer, SizeOf(SecondBuffer), SecondFileWritten, @Overlapped); // Ожидаем завершения записи в оба файла WaitForMultipleObjects(2, @Events, TRUE, INFINITE); // Уничтожаем объекты синхронизации CloseHandle(Events); CloseHandle(Events)

По завершении работы с объектом он должен быть уничтожен функцией CloseHandle.

Delphi предоставляет класс TEvent, инкапсулирующий функциональность объекта Event. Класс расположен в модуле SyncObjs.pas и объявлен следующим образом:

Type TWaitResult = (wrSignaled, wrTimeout, wrAbandoned, wrError); TEvent = class(THandleObject) public constructor Create(EventAttributes: PSecurityAttributes; ManualReset, InitialState: Boolean; const Name: string); function WaitFor(Timeout: DWORD): TWaitResult; procedure SetEvent; procedure ResetEvent; end;

Назначение методов очевидно следует из их названий. Использование этого класса позволяет не вдаваться в тонкости реализации вызываемых функций Windows API. Для простейших случаев объявлен еще один класс с упрощенным конструктором:

Type TSimpleEvent = class(TEvent) public constructor Create; end; … constructor TSimpleEvent.Create; begin FHandle:= CreateEvent(nil, True, False, nil); end;

Mutex (Mutually Exclusive)

Мьютекс - это объект синхронизации, который находится в сигнальном состоянии только тогда, когда не принадлежит ни одному из процессов. Как только хотя бы один процесс запрашивает владение мьютексом, он переходит в несигнальное состояние и остается таким до тех пор, пока не будет освобожден владельцем. Такое поведение позволяет использовать мьютексы для синхронизации совместного доступа нескольких процессов к разделяемому ресурсу. Для создания мьютекса используется функция:

Function CreateMutex(lpMutexAttributes: PSecurityAttributes; // Адрес структуры // TSecurityAttributes bInitialOwner: BOOL; // Задает, будет ли процесс владеть // мьютексом сразу после создания lpName: PChar // Имя мьютекса): THandle; stdcall;

Функция возвращает идентификатор созданного объекта либо 0. Если мьютекс с заданным именем уже был создан, возвращается его идентификатор. В этом случае функция GetLastError вернет код ошибки ERROR_ALREDY_EXISTS. Имя не должно совпадать с именем уже существующего объекта типов Semaphore, Event, Job, Waitable Timer или FileMapping.

Если неизвестно, существует ли уже мьютекс с таким именем, программа не должна запрашивать владение объектом при создании (то есть должна передать в качестве bInitialOwner значение FALSE).

Если мьютекс уже существует, приложение может получить его идентификатор функцией OpenMutex:

Function OpenMutex(dwDesiredAccess: DWORD; // Задает права доступа к объекту bInheritHandle: BOOL; // Задает, может ли объект наследоваться // дочерними процессами lpName: PChar // Имя объекта): THandle; stdcall;

Функция возвращает идентификатор открытого мьютекса либо 0 - в случае ошибки. Мьютекс переходит в сигнальное состояние после срабатывания функции ожидания, в которую был передан его идентификатор. Для возврата в несигнальное состояние служит функция ReleaseMutex:

Function ReleaseMutex(hMutex: THandle): BOOL; stdcall;

Если несколько процессов обмениваются данными, например через файл, отображенный на память, то каждый из них должен содержать следующий код для обеспечения корректного доступа к общему ресурсу:

Var Mutex: THandle; // При инициализации программы Mutex:= CreateMutex(NIL, FALSE, ‘UniqueMutexName’); if Mutex = 0 then RaiseLastWin32Error; ... // Доступ к ресурсу WaitForSingleObject(Mutex, INFINITE); try // Доступ к ресурсу, захват мьютекса гарантирует, // что остальные процессы, пытающиеся получить доступ, // будут остановлены на функции WaitForSingleObject ... finally // Работа с ресурсом окончена, освобождаем его // для остальных процессов ReleaseMutex(Mutex); end; ... // При завершении программы CloseHandle(Mutex);

Подобный код удобно инкапсулировать в класс, который создает защищенный ресурс. Мьютекс имеет свойства и методы для оперирования ресурсом, защищая их при помощи функций синхронизации.

Разумеется, если работа с ресурсом может потребовать значительного времени, то необходимо либо использовать функцию MsgWaitForSingleObject, либо вызывать WaitForSingleObject в цикле с нулевым периодом ожидания, проверяя код возврата. В противном случае ваше приложение окажется замороженным. Всегда защищайте захват-освобождение объекта синхронизации при помощи блока try ... finally, иначе ошибка во время работы с ресурсом приведет к блокированию работы всех процессов, ожидающих его освобождения.

Semaphore (семафор)

Семафор представляет собой счетчик, содержащий целое число в диапазоне от 0 до максимальной величины, заданной при его создании. Счетчик уменьшается каждый раз, когда поток успешно завершает функцию ожидания, использующую семафор, и увеличивается путем вызова функции ReleaseSemaphore. При достижении семафором значения 0 он переходит в несигнальное состояние, при любых других значениях счетчика его состояние - сигнальное. Такое поведение позволяет использовать семафор в качестве ограничителя доступа к ресурсу, поддерживающему заранее заданное количество подключений.

Для создания семафора служит функция CreateSemaphore:

Function CreateSemaphore(lpSemaphoreAttributes: PSecurityAttributes; // Адрес структуры // TSecurityAttributes lInitialCount, // Начальное значение счетчика lMaximumCount: Longint; // Максимальное значение счетчика lpName: PChar // Имя объекта): THandle; stdcall;

Функция возвращает идентификатор созданного семафора либо 0, если создать объект не удалось.

Параметр lMaximumCount задает максимальное значение счетчика семафора, lInitialCount задает начальное значение счетчика и должен быть в диапазоне от 0 до lMaximumCount. lpName задает имя семафора. Если в системе уже есть семафор с таким именем, то новый не создается, а возвращается идентификатор существующего семафора. В случае если семафор используется внутри одного процесса, можно создать его без имени, передав в качестве lpName значение NIL. Имя семафора не должно совпадать с именем уже существующего объекта типов event, mutex, waitable timer, job или file-mapping.

Идентификатор ранее созданного семафора может быть также получен функцией OpenSemaphore:

Function OpenSemaphore(dwDesiredAccess: DWORD; // Задает права доступа к объекту bInheritHandle: BOOL; // Задает, может ли объект наследоваться // дочерними процессами lpName: PChar // Имя объекта): THandle; stdcall;

Параметр dwDesiredAccess может принимать одно из следующих значений:

Для увеличения счетчика семафора используется функция ReleaseSemaphore:

Function ReleaseSemaphore(hSemaphore: THandle; // Идентификатор семафора lReleaseCount: Longint; // Счетчик будет увеличен на эту величину lpPreviousCount: Pointer // Адрес 32-битной переменной, // принимающей предыдущее значение // счетчика): BOOL; stdcall;

Если значение счетчика после выполнения функции превысит заданный для него функцией CreateSemaphore максимум, то ReleaseSemaphore возвращает FALSE и значение семафора не изменяется. В качестве параметра lpPreviousCount можно передать NIL, если это значение нам не нужно.

Рассмотрим пример приложения, запускающего на выполнение несколько заданий в отдельных потоках (например, программа для фоновой загрузки файлов из Internet). Если количество одновременно выполняющихся заданий будет слишком велико, то это приведет к неоправданной загрузке канала. Поэтому реализуем потоки, в которых будет выполняться задание, таким образом, чтобы когда их количество превышает заранее заданную величину, то поток бы останавливался и ожидал завершения работы ранее запущенных заданий:

Unit LimitedThread; interface uses Classes; type TLimitedThread = class(TThread) procedure Execute; override; end; implementation uses Windows; const MAX_THREAD_COUNT = 10; var Semaphore: THandle; procedure TLimitedThread.Execute; begin // Уменьшаем счетчик семафора. Если к этому моменту уже запущено // MAX_THREAD_COUNT потоков - счетчик равен 0 и семафор в // несигнальном состоянии. Поток будет заморожен до завершения // одного из запущенных ранее. WaitForSingleObject(Semaphore, INFINITE); // Здесь располагается код, отвечающий за функциональность потока, // например загрузка файла... // Поток завершил работу, увеличиваем счетчик семафора и позволяем // начать обработку другим потокам. ReleaseSemaphore(Semaphore, 1, NIL); end; initialization // Создаем семафор при старте программы Semaphore:= CreateSemaphore(NIL, MAX_THREAD_COUNT, MAX_THREAD_COUNT, NIL); finalization // Уничтожаем семафор по завершении программы CloseHandle(Semaphore); end;